Многообразие целительных практик глазами трансперсонального психолога
Вниманию читателей блога предлагаются крайне полезные и любопытные выдержки из авторского учебного курса В. Майкова “Исцеление травм и кризисов жизни: трансперсональный взгляд”. Биографическая справка: Владимир Майков (род. в 1956 г.) – пионер холотропного дыхания в России, кандидат философских наук, доцент Московского института психоанализа и президент Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии. Автор книг (совместно с В. Козловым) “Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние” (2004) и “Трансперсональный проект. Психология, антропология, духовные традиции” (2007).
“Для того чтобы семя в вас взошло, как я понял для себя, почва в душе уже должна быть взрыхленной, подготовленной. Должен быть поиск и должна быть проделана работа. На неподготовленной почве любые семена не дадут всходов. Бросайте их сколько угодно в песок или почву, где нет питательных элементов, – чернозема или влаги, – бросайте их не в сезон, зимой – условий не будет. Под подготовленной почвой я имею в виду всю совокупность обстоятельств. В вашей душе должно быть созревание и готовность, и тогда семена всходят очень быстро”.
“Со временем я понял: главное, что работает в методе Карла Роджерса – это его присутствие, его внимательность и осознанность. Вот это самое главное. И в этом его поле возникает больше присутствия и осознанности у всех. Это есть то самое важное, что работает во всех видах психотерапии – присутствие. Осознанность – это не только “я это вижу”. Но также “мы это видим”, это панорама, взгляд с разных времен, позиций и перспектив. Широкий взгляд на проблему”.
“Юджин Джендлин однажды исследовал основы и сущность психотерапии, желая понять, от чего зависит ее эффективность. Он выяснил, что она не зависит ни от сущности психотерапии, ни от ее метода, ни от количества сессий. Главным образом, успех психотерапии зависит от клиента, а именно от того, насколько хорошо он находится в контакте с самим собой. Успешные клиенты хорошо чувствуют себя, свое тело и энергию. С ними процесс психотерапии идет гораздо быстрее. В результате своих исследований Джендлин разработал свой метод фокусировки из шести ступеней”.
“Задача психотерапевта – поддерживать тонкость и глубину невербального контакта. Не позволять пациенту оформлять ощущения в концепции, следовать глубине. С другой стороны, есть взрослое осознавание, которое обеспечивается терапевтом, полем и взрослой инстанцией самого клиента”.
“Мифическое путешествие даже сложнее, чем то путешествие, которое описано Джозефом Кэмпбеллом. Не так-то просто завершить историю. Не так-то просто совершить подвиг Арто – стать своими собственными родителями и своим собственным сыном, обрести целостность и достичь состояния свободы от прошлого. Для того чтобы обрести эту свободу, нам нужно в себе и через себя залечить не только свои собственные травмы, но, поскольку это имеет дело с мифологией, т.е. с архетипами коллективного бессознательного, то мы также становимся целителями общечеловеческих травм. Без этого мы историю не завершим.
Пример: 40 тысяч лет шаманизма. Затем более-менее плавный переход к мировому язычеству. Пять-семь тысяч лет язычества. Затем достаточно революционный, резкий переход к мировым религиям и в некоторых из них – решительное отторжение и отказ от прошлого. Особенно в монотеистических религиях – иудаизме, христианстве и исламе. Языческое и шаманское прошлое стало бесовским и демоническим. Это то, что “искажает”, что не является “истинной верой”, а скорее “обольщение”. Иные религии и ответвления тоже стали рассматриваться как “грехопадение”… Внутри христианства константинопольский патриарх и Папа Римский прокляли друг друга и взаимно отлучили от Церкви… Между католиками и протестантами триста лет религиозных войн в Европе. <…>
Хорошо известно, что в индивидуальном развитии каждого человека работает правило transcend and include, т.е. мы преодолеваем прошлый, предшествующий уровень и он включается при завершенном переходе в следующий уровень. При завершенном переходе он становится частью новой целостности, которая называется холон. Так вот, в теле европейской культуры таких холонов не образовалось благодаря неистовой позиции христианства по отношению к язычеству и шаманизму. Не возникло плавного перехода. Есть зияющая травма, которая проходит через жизнь каждого из нас. Чем более мы истые христиане, тем в большей степени мы поддерживаем эту травму. Эта травма, этот жесткий переход – это основа также и иных расщеплений, фундаментализма и нетерпимости, которые проявляются во всех сферах нашей жизни. Это есть фундаментальная причина безумия, терроризма, многочисленных проблем и распрей. Вот на каком уровне происходит раскол общечеловеческой, общеевропейской, общемонотеистической души”.
“Совокупность мировых религий есть фундаментальное отражение четырех главных возможностей, присущих вообще всей человеческой ситуации. Только в совокупности они несут всю полноту. Любая крайность, настаивание на своей исключительности и истинности, отрицание всех других религий – это антиэволюционное движение. <…> Решение возникает первоначально в душах отдельных людей, которые проходят… Все трансперсональное направление – одна из попыток решить этот вопрос. Интересно, что Минделлы тяготеют к даосизму, Гроф к индуизму, Уилбер к буддизму, а подавляющее большинство иных ярких лидеров – к монотеистическим религиям. Только в совокупности все трансперсональное движение представляет полноту смыслов культурно-цивилизационного проекта”.
“Психотопология нашей души формируется медленно, это процесс, занимающий тысячелетия. Та топология, что формировалась на протяжении сорока тысяч лет с шаманизмом, сформировала ландшафт, на котором возникла новая топология, связанная с язычеством. Следующая топология связана уже с мировыми религиями. Но они не в состоянии полностью изменить ландшафт. Относительно глубинного ландшафта это надстройки. Слой шаманизма неотделим, потому что это сорок тысяч лет. И наши нейросети, наш мозг и нервная система 40 тысячелетий формировались в тех ежедневных практиках… То же самое относится к языческому периоду жизни и опыту, связанному с мировыми религиями. Семьдесят лет советской власти и атеизма не могут зачеркнуть весь предшествующий человеческий опыт”.
(Из лекции Владимира Майкова “Древние практики заботы о душе”)
«Из великих проблем вырастает гениальность. Лотосы вырастают из грязи. Многие гениальные психологи-первооткрыватели решали много личных проблем в жизни, прошли через чудовищные испытания и вызовы… Юнг вместе с Ассаджиоли – предтечи трансперсонального подхода в психологии. Очень сложная жизнь Вильгельма Райха… какой ужасный жизненный путь он прошел, какие страдания. И станет понятно, откуда возникла его психология телесности и представления о сексуальной революции. Все это появилось не от умственного усилия, не от желания что-то новое сказать или открыть, нет. Жизнь готовит людей к тому, чтобы они прочитали в себе или через себя, предоставили себя и свою жизнь как врата, чтобы через них к людям пришли новый опыт и новые знания. Это в значительной степени жертвование собой».
(Владимир Майков, открытая лекция “Древние практики заботы о душе”)
“Следующая группа переживаний – контактерство или ченнелинг… Как мы знаем, в современной литературе Нью-Эйдж существует много книг, связанных с тем, что кто-то вступил в контакт с какими-то учителями с Сириуса, с какой-то планеты или каких-то сфер и записывает послания этих учителей человечеству. Существуют также достаточно серьезные… послания, например, известный “Курс чудес”, который поддерживается и признается даже некоторыми известными авторитетами трансперсональной психологии. Скажем, Роджером Уолшем и Фрэнсис Воон. Хотя для кого-то это всего лишь “контактерство” и выдумки. Конечно, это двусмысленный опыт. Кто-то что-то нам диктует. Это может быть чем-то, связанным с болезнью.., а может являться и реальным опытом. Если мы не занимаем экстремальную, крайнюю позицию, то можем, как это делал Карл Густав Юнг, спокойно общаться со своими внутренними мирами, учителями и получать информацию, будучи адекватными в этом “нормальном” мире “нормальных” людей, не преувеличивая значимости этих голосов и не ставя себя на исключительное место особого посланника человечества”.
“Следующая очень важная группа проявлений психодуховного кризиса связана с состояниями одержимости. Эти состояния могут проявляться и как серьезная психопатология (антиобщественное, самоубийственное поведение, суицидальная депрессия, ненормальные сексуальные импульсы и действия, злоупотребление алкоголем и наркотиками), и как ощущение присутствия враждебной энергии, какой-то злой сущности внутри себя, ощущение необходимости больших усилий для борьбы с ней и управления ее влияниями.
В сессиях холотропного дыхания также может проявляться подобного рода одержимость. Когда я только начинал учиться у Грофа (это было в 1990 или 1991 году), мне довелось ассистировать ему. Соответственно, проходил супервизию. Я помню, как у одной их женщин в ходе сессии возникло состояние одержимости. Через нее проявлялось что-то очень враждебное, злое: она огрызалась, корчила рожи, кричала и это продолжалось очень долго. Вся группа уже закончила сессию дыхания и ушла обедать. Остались с женщиной только Гроф и я. Мне это хорошо запомнилось, потому что та сессия длилась не менее 6 часов. Ну а потом все завершилось, женщина пришла в состояние спокойствия и умиротворения. впоследствии она рассказывала о том, как ощущала эту враждебную силу в ней. …Должным образом обработанный, этот вид психодуховного кризиса может быть в высшей степени целительным, преобразующим и приводить к положительным результатам”.
(Владимир Майков, лекция “Психодуховные кризисы”)
“Мы помним о трех изначальных мирах, которые проявляются в нашей жизни прямо сейчас – это основная классификационная схема, через которую мы воспринимаем мир. Мы могли бы сопоставить многочисленные виды современной психотерапии вот с этой шаманской моделью. Любые виды психотерапии, которые работают, прежде всего, с человеком, отношениями, семьей – это психотерапия среднего мира (экзистенциальная, личностная, семейная). Многие виды трансперсональной, интегральной психотерапии работают с верхним миром. Грофовская психотерапия – это, преимущественно, верхний мир… К психотерапии нижнего мира относятся… популярные в России системные расстановки Хеллингера… Это работа с предками, предшественниками, семьями.., восстановление связи – это нижний мир”.
“Все психотерапевты знают, что внутри каждой травмы есть разорванное общение. Или искаженное общение с собой или значимыми близкими людьми. В значительной степени работа психотерапевта – это помощь в восстановлении общения с этими инстанциями. <…> Все, что проявляется в нас – это одновременно послание о нас”.
(Владимир Майков, лекция “Древние практики заботы о душе” (бонус 2))
“С древнейших, шаманских времен известно, что человеческая вселенная состоит из трех миров: из мира нижнего, причинно-следственного и материального, среднего – мира человеческого, осмысленного и мира духовного, высшего. То, что может казаться невыгодным с точки зрения денег и материальной прибыли, может быть очень выгодным с точки зрения человеческого, экзистенциального… Что-то проигрышное на материальном и человеческом уровне может являться очень выгодным в мире духовном. <…> В настоящее время доминирует представление: выгодно то, что приносит прибыль. Это в немалой степени определяет картину существующих ныне привязанностей”.
(Владимир Майков, лекция “Если вы думаете, что вы не наркоман, то, скорее всего, вы ошибаетесь”)
“После первого-второго курса института… я стал замечать, что здоровье сдает… На третьем курсе… я решил бросить курить и пить. Я дал себе обещание, что не буду пить и курить целый год. Поначалу было очень сложно… Стало возвращаться здоровье. По инерции я жил в этом состоянии года полтора… Но потом как-то… Новые вихри жизни, семья, ребенок, жизненные проблемы. Постепенно-постепенно я снова стал курить и выпивать в компаниях… Когда закукарекали третьи петухи, я обнаружил, что стал почти развалиной… Мой день обычно начинался с чашки крепкого кофе или чая и сигареты… В среднем я выкуривал пачку сигарет, а иногда и больше.
И вот началась моя эпопея бросания курить, эпопея курильщика более чем с двадцатилетним стажем. С 16 до 36 лет я курил. За исключением маленького перерыва в полтора года… Всякий раз, когда я бросал, то ощущал невероятный откат и ломку. Мне мало что помогало… Когда я не покупал сигарет, меня тянуло подбирать окурки или стрелять сигареты у окружающих. В общем, я дошел до ручки.
<…> В один прекрасный день я решил честно исследовать до конца ситуацию со своим курением. И, конечно же, я понял, что подражал людям, обнаружил мужские стереотипы. Посмотрел на химические и психологические основы своей зависимости. Мне повезло вспомнить свое детство, юность и то состояние, когда я не курил. Вспомнил, как я гулял на Волге, бегал на лыжах, будучи подростком. Вспомнил тот чистый свежий воздух и как мне было хорошо. Я наполнился тем состоянием некурящего и нашел ключ: спонтанно вышел в очень высокое состояние медитации. И в этом состоянии я увидел всех людей, которые не курят, и тех, кто курят. Я нашел свое имя в списке курящих, своей собственной рукой вычеркнул его из списка курящих и внес в список некурящих. Мне было хорошо, я был спокоен. В этом новом состоянии я уснул, затем с наступлением нового дня проснулся.
На следующий день после этого судьбоносного опыта я вспомнил о том, что когда-то курил только к вечеру. У меня не было никакой ломки или желания закурить. То есть было принято желание и произошел опыт, который мгновенно освободил меня от зависимости. Никакого отката или физиологического отвыкания. Я понял, что на одном уровне у людей бывают откаты, но на другом уровне можно избавиться от зависимости мгновенно. Если вы в контакте с тем измерением своей души, что я тогда назвал Хозяином Жизни.., то весь организм как джинн отвечает вам “слушаю и повинуюсь, мой господин”. И перестраивается на уровне психофизиологии и гормонов.
<…> Все проблемы отвыкания, прекращения, лечения возникают только потому, что одна моя часть хочет это прекратить, хочет бросить курить или пить.., а другая говорит – еще один разочек, ну это же так здорово. Ты же помнишь, как классно было, еще один раз! И она одерживает победу. <…> Но есть совершенно другой доступ ко всему организму”.
(Владимир Майков, лекция “Духовные методы работы с зависимостями”)
“Во первого крика младенца пробуждается его самостоятельное дыхание. Это символизирует смерть плода и рождение ребенка, окончание страданий и начало новой жизни, сдачу экзамена и переход в новое качество… Поскольку пребывание в животе матери и рождение – это самые первые переживания, что у нас есть в этом воплощении и в этой жизни, не удивительно, что, по закону импринтинга, четыре перинатальные матрицы образуют главные зоны концентрации жизни, главные фокусы внимания, главные направления “сборки” энергии жизни. Они формируют основы нашего восприятия всего и вся. Если что-то в последующей жизни… подтверждает наш околородовой опыт, то это усиливается. Возникает все больше и больше особого взгляда на мир, например, страха и параноидального…”
“Как нам все эти знания применять в конкретной работе как со своими, так и с чужими зависимостями? Три фундаментальных подхода из главной школы духовно-ориентированной психологии… могут применяться одновременно. Самое главное в процесс-ориентированном подходе при работе с зависимостями – это пережить состояние, войти в него (которое я достигаю с помощью удовлетворения зависимости) и затем взглянуть на свою жизнь: что от меня хочет эта зависимость, куда она меня ведет, чего мне не хватает в жизни и как я могу изменить свою жизнь, чтобы этого было больше? Этих состояний, радостей, ресурсов. <…> В интегральном, уилберовском подходе… мы исследуем всю систему организма на всех уровнях: на уровне тела, энергии, сознания, подсознания, отношений, большого мира. Ведь иногда бывает так, что причиной зависимости является политика… Главное из грофовского подхода в работе с зависимостями – это обезвреживание минных полей своей души, своего бессознательного, вытаскивание семян своих зависимостей через проработку души, избавление от травм, главным образом, от травмы рождения. Для этого, конечно, нужны сильнодействующие средства, например, холотропное дыхание”.
“Все в этом мире может быть зависимостью, а может – инструментом развития. Все имеет две стороны. Мы должны понимать, что во всех наших любимых и дорогих зависимостях существует и иной аспект. Зависимость – это возможность развития. Нередко патологическая зависимость показывает нам через черный ход направление развития”.
(Владимир Майков, лекция “Работа с различными видами зависимостей”)
Copyright © Алексей Шлыков, 2024.