Барбара Ханна об Аниме, Анимусе и жизненных сценариях

Биографическая справка: Барбара Ханна (1891-1986) – юнгианский аналитик, родившаяся в Великобритании. Ученица и коллега Карла Густава Юнга, с которым познакомилась в 1929 г. Близкий друг не менее известной ученицы Юнга Марии-Луизы фон Франц. Б. Ханна проявляла особое внимание к таким темам, как активное воображение, процесс индивидуации, роль Анимы и Анимуса в нашей судьбе. Являлась автором ряда книг, в том числе пока не изданной на русском языке биографии Юнга.

Книга Барбары Ханна “Анимус и Эрос”, являющаяся сборником ее лекций и статей разных лет, объединенных общей тематикой, содержит в себе любопытные размышления о жизненных сценариях и их преодолении. Под словом “сценарий” Ханна понимает либо бессознательное намерение человека, либо такое намерение, которое плохо им осознается: одна из частей психики “в курсе” ситуации, в то время как другие – нет (Ханна, с. 118). Она констатирует: когда человек предпринимает усилие, чтобы преодолеть негативный жизненный сценарий (а он всегда, если не осознан, оставляет ощущение несвободы и рокового принуждения судьбы), то в какой-то момент может открыть для себя, что “сценариями управляет некая космическая сила, которая пребывает далеко за границами нашего личного контроля” (Ханна, с. 47). Взгляд автора книги на то, что именно внутри нашей психики или за ее пределами является источником жизненных сценариев, менялся на протяжении десятилетий. Первоначально (в ранних разделах сборника) Ханна полагала, что источником жизненных сценариев являются Анимус и Анима:

“Анимус – это истинный автор каждого укоренившегося сценария женщины, он продумал его целиком и полностью, “находясь за ее спиной”, так сказать. <…> За сюжетом всегда стоит архетип или архетипическая идея” (Ханна, с. 58-60).

Поскольку не все читатели блога могут быть знакомы с этими терминами, предпримем небольшое отступление, дабы разъяснить, что в юнгианской психотерапии скрывается за понятиями Анимуса и Анимы. Чаще всего Аниму объясняют как женский образ внутри мужской психики, а Анимуса, соответственно, наоборот – как мужской образ внутри психики женщины. Это верно, но сказать лишь это будет совершенно недостаточно. Анимус – это также рациональное начало, а Анима – начало эмоциональное (Зеленский, с. 118-122).

Мария-Луиза фон Франц писала о роли Анимуса следующее:

“Основную проблему анимуса можно сформулировать следующим образом: если женщина не сознает свой анимус, последний оказывает воздействие на ее эмоциональность, так что она ведет себя точно слон в посудной лавке – она может развить образ мышления, свойственный мужчине, оценивать себя более объективно, но ее женская чувственная натура будет подавляться, соединяясь с анимусом. Это становится причиной многих жизненных трагедий, в частности в сфере личных отношений. <…> Женщине свойственно плести интриги, однако в конце концов зачастую она сама же и попадается в расставленные сети. Мужчина же увлекается игрой с анимой, и та берет над ним верх, едва он потеряет бдительность!” (Фон Франц, с. 26-27)

Поскольку Анима и Анимус – ведущие архетипы, их влияние куда шире, нежели только женские и мужские образы в нашем подсознании. Так, в коллективной работе “Человек и его символы” фон Франц говорит, что Анима есть олицетворение всех проявлений женственного в психике мужчины. Это, например, “смутные чувства и настроение озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, тяга к природе и… способность контакта с подсознанием”. Хотя на оптимальном (конструктивном) уровне Анимус и Анима играют роль посредников между сознанием и бессознательным, чаще всего в жизни обычного человека эти архетипы проявляют изначально свой негативный аспект, словно бы принуждая его к работе над собой. Барбара Ханна указывает, сколь жизненно важно помнить, что Анимус (как и Анима) – “это фигуры из бессознательного, несмотря на то, что мы можем считать его частью своей личности” (Ханна, с. 18).

Что можно предпринять, чтобы наладить отношения со своим Анимусом или Анимой? Барбара Ханна рекомендует:

  • метод активного воображения (Ханна, с. 20);
  • работу со сновидениями (Ханна, с. 20);
  • сублимацию своих импульсов и образов в творчество (Ханна, с. 64).

Поскольку Барбара Ханна являлась женщиной, то основное внимание в рассматриваемой книге она уделяет именно фигуре Анимуса. Она отмечает, что самый ранний опыт проекции Анимуса обычно в жизни женщины (девочки) связан с фигурой отца. Однако в этом возрасте факт проекции совсем не осознается. Девушка обычно впервые обнаруживает своего Анимуса в жизненно важных для нее отношениях с мужчиной, проецируя его на этого человека. И до тех пор, пока проекция соответствует ее внутреннему образу, она пребывает в полном неведении относительно существования этой архетипической фигуры. Но если отношения значимы и продолжаются достаточно долго, то неизбежно появятся “расхождения” и серьезные проблемы. Ханна пишет: “полное перенесение образа анимуса на мужчину, вместе с кажущимся удовлетворением и идеализацией, может создать что-то вроде всепоглощающих пут для выбранного мужчины, и эта зависимость от него становится совершенно невыносимой” (Ханна, с. 23).

Анимус в своем негативном аспекте постоянно мешает воплощению намерений, портит отношения, подменяет инстинкт женщины набором убеждений. “В результате он делает все, чтобы не дать нам прожить свою жизнь естественным для женщины образом” (Ханна, с. 23-24). Анимус может служить своего рода анестетиком, защищающим девушку от переживаний и ударов судьбы, приходящих извне. Однако, помогая выживать в трудных условиях, он способен легко стать буфером, отгораживающим от содержания коллективного бессознательного. Т.е. он может отрезать женщину от ощущения связи с миром (Ханна, с. 34).

Б. Ханна подмечает важную деталь: фигура Анимуса нередко передается по наследству от бабушки к матери, от матери к дочке. И т.д. Она “очень глубоко укореняется в психике всех членов семьи” (Ханна, с. 36). В этом контексте она говорит о “семейном Анимусе” или “родовом демоне” (Ханна, с. 53).

Как защититься от сценариев? Барбара Ханна видит два основных способа:

  • увеличение уровня осознанности;
  • снижение значимости своего эго (высокомерия) (Ханна, с. 48).

Вслед за Юнгом Б. Ханна вынуждена заявить, что человечество по большей части одержимо (Анимусом или Анимой). И потому столь важно уметь прямо спрашивать себя: “Почему я так живу?” Попытка честно взглянуть на проблемы и обстоятельства своей жизни  – уже путь в нужную сторону. Даже если ваш первый ответ: “Я не знаю”. Ведь Анимус и Анима стремятся увести нас на путь стереотипного поведения и реакций (Ханна, с. 52).

Проблема со сценариями заключается в том, что понимания на интеллектуальном уровне недостаточно, чтобы выйти из него: “вам нужно осознать его целиком, а для этого требуется мужество. Вам придется проявить доблесть и твердость”. Автор книги полностью согласна с теми философами, что говорили: нет ничего важнее самопознания. Если женщина не понимает, чего хочет в жизни на самом деле, идет за долженствованиями и стереотипами, то сюжет ее жизни начинает разворачиваться в деструктивном направлении. Ханна уверена, что у бессознательных женщин их цель наглухо сокрыта в одной из частей психики (Ханна, с. 65).

Сценарии живут собственной, автономной жизнью, управляя нашей мотивацией, а мы об этом можем вовсе не догадываться. За каждым сценарием стоит цель или установка, которую мы игнорируем. Юнгианский аналитик уверена, что поскольку в мужской психике сценарии находятся в области ведения Анимы, он не сможет понять, согласно какому сюжету живет, пока сам с ней (своей Анимой) не познакомится. Без этого знакомства он вовсе не подозревает о сценарии.

С женщинами же дело обстоит немного иначе. Здесь за сценарии отвечает Анимус, связанный с рационализацией. Женщины, уверена Барбара Ханна, одной частью своего сознания в курсе происходящего и что что-то не так, зато другой частью пребывают в неведении. “Женские сценарии… в самом буквальном смысле погребены в “навозной куче”, из поколения в поколение женщины вышвыривали их туда, возможно, так происходило всегда”. Автор книги спрашивает: сколь много нам известно случаев, когда женщина открыто и честно размышляла над своими целями и осознавала их? И отвечает: “Пожалуй, до последних десятилетий подобных прецедентов не было” (Ханна, с. 67).

Вновь и вновь ученица Юнга говорит о важности самонаблюдения и самоосознавания: “Пребывание во тьме способствует развитию сюжетов, чем меньше человек их осознает, тем легче его бессознательное может незаметно манипулировать окружающей средой до тех пор, пока сценарий не воплотится” (Ханна, с. 118). Автор книги уверена, что любой сценарий начинается либо с желания убежать от боли любым способом, либо со стремления заполучить нечто без усилий: “съесть свой кусок пирога, ничего не заплатив за это”. Барбара Ханна убеждена, что по-настоящему счастливые люди не убегают от боли и готовы принять страдание, если это необходимо в какой-то момент. “В действительности только принятие страданий делает возможным счастье” (Ханна, с. 122). Примером счастливого человека Ханна называет Юнга:

“С моей точки зрения, он был одним из самых счастливых людей в мире, которых я когда-либо встречала. У него был невероятный талант наслаждаться жизнью, при этом не многим выпало на долю столько страданий, сколько пережил он. Я не помню, чтобы он хоть раз пытался избежать боли” (Ханна, с. 123).

Когда женщина “теряется в сценарии”, находясь в отношениях, возникает следующий феномен: она зачастую перестает видеть реального человека и уважать как его самого, так и его реальность. Во время встреч она словно перестает быть настоящей. Это медленно, но верно подрывает отношения. Но хотя мужчина – самая распространенная цель женских сценариев, бывает иначе. Существует немало сюжетов, где лидирующая роль отведена деньгам или самолюбивым планам (Ханна, с. 124).

Важно, однако, отметить, что на протяжении десятилетий взгляды Барбары Ханны в чем-то менялись. Поскольку книга “Анимус и эрос” представляет собой тематической сборник работ разных лет, у нас появляется возможность увидеть эволюцию ее взглядов. Так, в лекции, прочитанной в 1970 г. (Б. Ханна в это время было уже 79 лет), юнгианский аналитик рассказала о несколько ином видении того, откуда берутся сценарии. Ведущую роль в их формировании она перестала отдавать Анимусу и Аниме. Со временем она поняла, что за существование сюжетов “отвечают сознательная личность или тень”. Анимус все же не является создателем сюжета, однако он все равно играет в этом процессе существенную роль. Когда женщина погружается в бессознательный сценарий, “подключается” Анимус, поскольку его негативный аспект получает сильную подпитку. “Чтобы действовать эффективно, сценарий пребывает во мраке, поэтому для анимуса здесь открывается весьма притягательные возможности, позволяющие усилить его положение” (Ханна, с. 126).

Однако все не так прямолинейно, как можно было подумать. Ведь одновременно Барбара Ханна говорит, что нити человеческой судьбы плетет Самость и оттого в сердце любого сценария “существует жизненно необходимая и тайная цель, ведущая к индивидуации” (Ханна, с. 126). Самость весьма заинтересована во взаимоотношениях полов и в объединении противоположностей в целом. Поэтому набившие оскомину неудачные любовные сценарии существует по всему свету век за веком не просто так. Правда, Б. Ханна любой сценарий считает чреватым проблемами. К примеру, она “шутит”:

“Если и есть что-то хуже боли от несбывшегося сценария, то это сценарий, который удалось успешно воплотить. Я еще ни разу не видела удачно реализованного бессознательного сюжета, который в итоге не принес бы деструктивных последствий для процесса индивидуации в целом. Пру добилась того, чего хотела, но заплатила за это разрушенным процессом развития. Несомненно, что эго часто может довести ситуацию до желательного для него конца, но цена оказывается слишком высокой, ради частного приходится жертвовать целым” (Ханна, с. 149).

Догадываюсь, Барбара Ханна не разделяла идею реинкарнации и оттого человек, заплутавший в сценариях, ей мог казаться упустившим свой шанс развития. Я думаю, это не совсем так. На дистанции в много жизней процесс индивидуации продолжится. Все, к счастью, не ограничивается одной лишь жизнью. Автор книги признает сложность темы: «Я хочу донести до вас, что такие вещи действительно очень сложно увидеть, процесс индивидуации, скрывающийся за сценариями, представляет сложный, извилистый путь». По мнению Б. Ханна, модель всей нашей судьбы, а также уникального процесса индивидуации, плетет Самость. Откуда же тогда берутся неосознанные и деструктивные сценарии? Ханна Уверена, как мы уже отметили выше, что повинны Эго и Тень:

“…когда у нас есть эгоистические цели, нечто, что мы хотим получить любой ценой, эго берет нити из этой модели Самости, вытаскивая их прямо из исходного замысла, тем самым портит всю картину. Сценарии наделены такой невероятной силой и так неправдоподобно эффективны потому, что они сделаны из материала, который, если так выразиться, принадлежит богам” (Ханна, с. 125).

И добавляет:

“Можно по-другому посмотреть на эту проблему: Самость соблазняет наше эго, тащит нас через сценарии, чтобы заставить интегрировать тень и найти внутренний центр, который свободен от личных желаний и расположен ближе к Самости. Так или иначе, все дороги ведут нас по пути индивидуации” (Ханна, с. 125).

Самость мощнее, мудрее, объемнее и куда прозорливее Эго. С этим не станет спорить ни один юнгианец. Она, как пишет Барбара Ханна, ткет нити индивидуальной судьбы. Все дороги ведут нас к индивидуации. Как же тогда так получается, что порой (часто) сценарии берут верх и кажется, что человек упускает шанс своего духовно-психологического развития? Автор книги не дала ответа на этот вопрос, подвесив его в воздухе. Могу предложить свое видение. Полагаю, так будет выглядеть лишь с обычной человеческой перспективы. А на дистанции в целый ряд жизней индивидуация очень даже выглядит последовательной, а судьбоносные векторы – корректирующими и направляющими, ведущими к целостности и осознанности.


Литература:

Зеленский В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. – М., 2016. – 256 с.
Франц М.-Л. фон. Анимус и анима в волшебных сказках; Кошка. Сказка о возрождении женственности. – М., 2023. – 336 с.
Ханна Б. Анимус и эрос. – М., 2018. – 222 с.

Copyright © Алексей Шлыков, 2024.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *