Работа со сновидениями – основной способ диалога со своим бессознательным
Мы все видим сны. Хотя не все запоминаем их. Кто-то видит сны черно-белые, кто-то цветные, а кто-то – сны, наполненные как цветом, так и музыкой. Сон – не просто нечто бессмысленное и бессвязное, а окно в наше бессознательное. С тех пор, как дядюшка Зигмунд Фрейд издал в 1900 году свое “Толкование сновидений”, анализ снов стал частью психотерапевтической работы. Для каждого из нас сны могут стать дорожкой к самим себе, тем инструментом, что помогает понять свои личные изменения, желания и страхи.
Вот те выводы, к которым пришел Фрейд и которые частично остаются верными и сейчас:
- Сны – это открытое окно в закрома нашей психики, они отражают наши желания и глубокую мотивацию.
- Человек видит сны только о себе, т.е. всегда имеет дело со своим внутренним “материалом”.
- Сны – это зачастую индикатор недавних событий, но они также вскрывают порой ранние детские воспоминания.
- Сновидения – это символизм, причем не всегда очевидный.
- Сны могут иметь множество уровней смысла.
Однако подход Фрейда, делавший ставку на сексуальность в объяснении психологических проблем человека и воспринимавший сны сугубо как исполнение скрытых желаний, хоть и применяется некоторыми психотерапевтами до сих пор, сильно устарел и показал за прошедшее столетие свою ограниченность. Куда более универсальным и практически полезным является подход к толкованию сновидений, предложенный Карлом Юнгом. О нем мы ниже и поговорим.
Фигуры наших сновидений
Запоминая и анализируя свои сновидения, мы неизбежно обнаруживаем, сколь многообразны участники сновидческих сюжетов. Однако некоторые персонажи, герои или темы будут повторяться куда чаще. Такие фигуры имеют особое значение. В обычной, дневной жизни у нас периодически возникает ощущение, что внутри нас живут несколько разных людей. И потому совсем не удивительно, что в снах мы видим разнообразие участников и многообразие своих ролей.
Карл Юнг предположил, что фигуры или участники сна чаще всего являются частями нашей психики или души. Хотя бывают исключения и сон может иногда поведать нам новую информацию о другом человеке и даже предсказать фактическое будущее, в большинстве случаев мы получим исчерпывающее и резонирующее с нами толкование, если будем исходить из посылки, что образы сна - это о нас и нашем отношении к другим. В конце концов, по закону проекции, нас в другом человеке особо сильно цепляет (восхищает или раздражает) то, что есть внутри нас самих.
Наиболее типичные, ключевые фигуры сна являются архетипами, т.е. универсальными образами или тенденциями, общими для всего человечества. В снах многим из нас проще всего познакомиться с фигурами бессознательного, описанными Юнгом как структурирующие бессознательное и мотивирующие нас к различным решениям и действиям.
Хотя архетипов может быть сколь угодно много, центральными Юнг считал Персону, Тень, Аниму и Анимуса, а также Самость. Первая соответствует нашей социальной маске, вторая – всему вытесненному и подавленному в себе, Анима – женская часть души мужчины, Анимус, напротив, – мужская часть женской психики, а Самость – это архетип целостности. Стоит также отметить, что Эго (часть психики, воспринимающая себя как я) – тоже архетип.
В классическом юнгианском подходе, если упрощать, считается, что мужские фигуры в мужских снах говорят об Эго и Тени, а фигуры противоположного пола, чаще всего, являются презентациями Анимы, т.е. отношения к женскому вовне и иньскому внутри себя. В случае женщин – наоборот.
Постъюнгианцы (например, Джеймс Хиллман) оспорили часть идей Юнга, заявив, что архетип не обязан соответствовать гендеру. И потому Анима и Анимус в равной степени присутствуют в бессознательном представителей обоих полов. В таком случае, женские фигуры в женских снах – это не только встреча со своей Тенью, но и с архетипом Анимы. В конце концов, каждому из нас важно настроить свой баланс условно мужских и женских качеств по гармоничному, уравновешенному сценарию. А для этого нужно быть в согласии со стоящими за ними архетипическими фигурами.
Серии сновидений
Человеку, не обращающему внимания на свои сновидения, кажется, что каждый сон – событие единичное, случайное и не связанное с другими снами. На самом же деле, это не так. Дневник сновидений покажет вам, что многие сны формируют своего рода тематические серии.
Технически любая последовательность снов – это серия, но Юнг и его ученики под серией сновидений чаще всего понимают такую последовательность снов, которая связана общими элементами – сюжетом, тематикой, действующими фигурами и т.д. Серии снов могут состоять как из нескольких эпизодов, так и включать в себя десятки и даже свыше сотни отдельных сновидений.
Отслеживание серий сновидений может принести большую пользу аналитику или самому сновидцу. Во-первых, тематические сны уточняют понимание предыдущих сновидений и их сюжетов. Во-вторых, большая серия помогает отследить на дистанции нашу внутреннюю эволюцию (например, по изменению нашего отношения к элементам сна или перемене сюжета). Так, в книге "Анима как судьба" Корнелия Бруннер приводит пример серий снов, которые фактически оказались растянуты на несколько лет.
Порой грамотно и корректно истолковать отдельно взятый сон невозможно, не имея карты из ряда предшествующих сновидений. Мэри Энн Маттун в “Понимании сновидений” утверждает, что Карл Юнг вовсе старался не работать с отдельными снами, предпочитая узнавать о реакции пациента на терапию и успехе толкования в последующих снах тех, с кем он работал.
Частным вариантом серии сновидений являются повторяющиеся сны, которые сами по себе являются яркой темой для разговора, поскольку зачастую буквально вопиют: “Обрати особое внимание! Ты упрямо не желаешь понять то-то и то-то о себе!” Сон, как правило, более не повторяется, когда человек принимает в сведению его послание и что-то меняет в своей жизни.
Символизм животных в наших сновидениях
Когда во снах фигурируют животные, чаще всего речь идет об инстинкте, т.е. о чем-то вне Эго, разума или обычной логики человека. Это условно дочеловеческие, доцивилизационные качества и способности. Разбору этой интереснейшей темы посвящена, например, книга Барбары Ханна, одной из лучших учениц К. Юнга, “Архетипический символизм животных”.
Если животное к нам настроено благожелательно, мы можем следовать за ним (доверять презентуемым этим образом инстинктам). В этом ключе, в самом общем смысле, собака воплощает собой такие качества, как чутье, подсознательное “видение” пути, является образом проводника. Это инстинкт-друг, которому можно доверять. В конце концов, собака – самое древнее и первое из одомашненных животных.
Лошадь или конь связаны с сексуальной энергией, свободой, но также темой инстинкта-помощника, ведь лошадь – рабочее животное. Образ лошади в сновидении намекает, что в союзе с инстинктом человек достигнет куда большего, нежели без него. Здесь акцент ставится на потенциале путешествия (перемещение в новые дали), обилии выполненной тяжелой работы или сексуальности. Инстинкту лошади также можно доверять, поскольку это одомашненное животное.
С образами диких животных сложнее. Возьмем, к примеру, льва. Он воплощает дикий инстинкт, пренебрежение которым чревато его “атакой” и гневом. Т.е. с таким инстинктом нужно обращаться с осторожностью. Лев – это экспрессия, сила, уверенность, власть и страсть. Это умение заявить о себе, показать себя, взять свою царскую долю, не тушуясь. Умение делать что-то, не волнуясь о последствиях. Доверие страсти и увлечению, “право короля”, отсутствие необходимости оправдываться, здоровый эгоизм.
Появление во сне или активном воображении определенного животного указывает, с каким именно инстинктом человеку стоило бы вступить в диалог или взаимодействие, ведь порой инстинкт способен провести нас там, где разум и здравый смысл пасуют.
Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:
Карл Густав Юнг о работе со сновидениями
Анимус и его развитие в сочинениях Барбары Ханна
Анима, Анимус и их связь с душой и духом в психологии Юнга
Барбара Ханна об Аниме, Анимусе и жизненных сценариях
Сны о животных: архетипический символизм льва
Источники:
Бруннер К. Анима как судьба. – М., 2021. – 296 с.
Джонсон Р. Сновидения и активное воображение. Анализ и использование в терапевтической практике и в процессе личностного роста. – М., 2017. – 308 с.
Маттун М. Понимание сновидений. – М., 2020. – 372 с.
Ханна Б. Символизм животных. – М., 2016. – 338 с.
Юнг К. Динамика бессознательного: сборник. – М., 2022. – 688 с.
Copyright © Алексей Шлыков, 2024.