Сны о животных: архетипический символизм льва
Биографическая справка: Барбара Ханна (1891-1986) — юнгианский аналитик, родившаяся в Великобритании. Ученица и коллега Карла Густава Юнга, с которым познакомилась в 1929 г. Близкий друг не менее известной ученицы Юнга Марии-Луизы фон Франц. Б. Ханна проявляла особое внимание к таким темам, как активное воображение, процесс индивидуации, роль Анимы и Анимуса в нашей судьбе. Являлась автором ряда книг, в том числе пока не изданной на русском языке биографии Юнга.
В сновидениях мы видим самые разнообразные образы: знакомых и незнакомых людей, животных, мифические и абстрактные фигуры. Каждый образ имеет свое значение и не является случайным. Большим подспорьем в понимании символизма животных в этом ключе является книга Барбары Ханна “Архетипический символизм животных”, составленная из ее лекций 1950-х годов.
Разнообразие фауны, населяющей нашу планету, по-прежнему велико. Соответственно, число видов животных, появляющихся в наших снах, также неисчислимо. Потому Барбара Ханна сконцентрировала свое внимание лишь на тех образах, что появляются в сновидениях у большого числа людей с достаточной регулярностью: речь идет о всем нам хорошо знакомых кошке, собаке, лошади, змее, льве, быке и корове. Образы этих животных широко представлены не только в окружающей нас жизни (за исключением льва), но и в мифологии и кинематографе. В данной статье мы обсудим сугубо символизм льва.
Приступая к изложению, Ханна начинает с того, что животные, с точки зрения аналитической (юнгианской) психологии, как правило, являются образами инстинктов.
«Каждое животное представляет отдельный инстинкт или, если хотите, отдельную форму проявления инстинкта. В процессе обсуждения наших животных и, в частности, характерных признаков, связываемых с ними в мифологии, мы можем видеть, как они многогранны и что их символический смысл обязательно зависит от контекста сновидения и от ситуации, находящейся в сознании сновидца» (Ханна, 2016, с. 9).
Барбара Ханна цитирует Юнга, который говорил, что животные образы и их эволюционная степень отдаленности от человека в снах может намекать на то, сколь сильно отображаемый животным бессознательный материал удален от сознания человека. “Образы теплокровных или холоднокровных позвоночных животных всех видов, и даже беспозвоночных, таким образом, указывают на степень бессознательности”. Конечно, относительно животных существуют общекультурные ассоциации. К примеру, кошка считается символом женской натуры и связана с ведьмами, а собака – скорее символ мужской энергии и т.д. Но такой подход будет зачастую излишне поверхностным и стереотипным. Поскольку в снах проявляется как личное, так и коллективное бессознательное, нам придется, если мы в самом деле хотим разобраться, внимательно и глубоко изучить мифологические значения животных и особенности их биологии.
Перво-наперво, стоит прояснить слово “инстинкт” и его понимание в юнгианской литературе. Хотя, как пишет автор книги “Архетипический символизм животных”, инстинкт и архетип “можно было бы назвать двумя проявлениями одного и того же, поскольку между ними существует скрытая связь”, вообще-то это не синонимы. И то, и другое связано с неосознаваемыми паттернами, но инстинкты – это “типичные способы поведения”, а архетипы – «типичные способы восприятия». Ханна дает такое определение: «Инстинкт – это автоматический наружный образ действия, а архетип – это расклад для понимания внутреннего смысла» (Ханна, 2016, с. 12).
Из-за развития цивилизации и культурных норм многие инстинкты были подавлены человеком. Но дело в том, что они все еще нужны нам и могут порой пригодиться. Животные существуют в соответствии со своей природой, оттого они воплощают для нас естественные желания и импульсы.
«Юнг сравнил это с верблюдом, который провел ее по пустыне и показал ей путь, который она совершенно потеряла. Во всех природных ситуациях инстинкты всегда дают гораздо лучшую защиту, чем вся интеллектуальная мудрость мира (хотя в большинстве цивилизованных ситуаций нам требуется разум, а инстинкт сам по себе только направлял бы нас все глубже в суп). Это всегда выбор между Сциллой и Харибдой, ибо, если мы слишком долго будем придерживаться наших инстинктов, мы можем отдаться им и окончательно потерять нашу осознанность, а если мы будем жить исключительно умом, то запутаемся в природных ситуациях, из которых по большей части состоит наша жизнь» (Ханна, 2016, с. 13).
С определенной точки зрения, человек стоит между животным и Богом (богами), и оттого “должен осознавать обоих, насколько это возможно”. Ханна подчеркивает, что до тех пор, пока мы не примем эмоции и инстинкты, мы не можем быть открыты трансформации. “Поэтому чисто интеллектуальные люди часто так инфантильны”.
Лев, с точки зрения биологии, является хищником, крупным диким животным, обладающим такими атрибутами, как острые зубы и когти, хвост и грива. Он отличается хорошим слухом и зрением, хотя и не столь сильным обонянием. Анатомически львы неотличимы от тигров, хотя мифологически между ними существует большая разница. “Лев, за редкими исключениями, обычно символизирует свет и мужские качества, в то время как тигр – женские (Ханна, 2016, с. 242).
Барбара Ханна предлагает читателям рассмотреть значение образа льва в сновидениях и активном воображении с точки зрения четырех классов символизма:
- Лев как символ солнца. Лев связан с солнцем, жаром, огнем, зноем, принципом Ян, пятым знаком Зодиака (24 июля – 23 августа), живыми, непосредственными и горячими эмоциями (ярость, гнев, ревность). Здесь стоит учесть, что лев может символизировать не только солнце в зените или в месте его астрологической силы (Лев – знак обители Солнца), могут иметь смысл и другие трактовки. Так, “старый лев может быть также солнцем, сила которого идет на спад и закатывается на Западе”.
- Лев как символ власти. Здесь лев выступает в образе царя зверей, воплощает собой власть, силу, доминирование, статус, регалии. Барбара Ханна подчеркивает, что любовь и власть, так уж устроено, несовместимы. В частности, она пишет: “…лев поднимает целиком проблему власти в любви. Когда явственно слышится страшный рык льва, любовь смешивается с тайным желанием поглотить. Когда ревность напрямую вмешивается в игру (потому что собственническая любовь всегда ревностна), очень сложно различить, правда ли дело касается любви, или присутствует только львиный импульс съесть так называемый объект любви и овладеть им. Ревность всегда собственническая, а суть любви – предоставить доверие и свободу. Как только присутствует желание доминировать и быть одним-единственным, любовь превращается в явление, граничащее с властью, если не переходящее эту границу” (Ханна, 2016, с. 284).
- Лев как символ страсти, желания и побуждения. В этом ключе лев говорит о сексуальном желании, страсти и влечении. Лев также символизирует творчество как вариант сублимации страсти. Стоит отметить, что лев в образе львенка скорее выступает символом игривости.
- Лев как символ духовной силы и преображения. Данный символизм связан, прежде всего, с образами льва в алхимической традиции. В этом ключе Ханна говорит, что в алхимической процессе трансформации Меркурия имеют место три стадии. Процесс вознесения и преображения начинается со змея – животного, ползающего по земле и хладнокровного. Вторая стадия – лев, который уже поднялся над землей на своих лапах. Обладая эмоциями, он является промежуточным звеном между холодным змеем и человеком. Третья стадия – орел, который может летать над землей и соответствует пространству идей и интуиции. “Лев часто олицетворяет содержание, которое удерживалось в бессознательном страстной эмоцией, окружающей его”. Символизм же льва как образа воскресения и перерождения связан в большей степени с египетской мифологией. Хотя в алхимии лев также выступает как аллегория Христа.
Отношение к архетипу льва и понимание того, как со стоящими за ним энергиями следует взаимодействовать, менялось на протяжении тысячелетий. Так, Геракл после победы над немейским львом надел его шкуру (то есть убил), чтобы показать, что обладает силой льва. Но в средневековых сказках герой со львом уже сотрудничает. “Подружиться с собственным инстинктом и подобной льву эмоциональностью, приручить ее и интегрировать в свою жизнь – это нечто большее, чем всего лишь преодолеть его” (Ханна, 2016, с. 267).
Барбара Ханна констатирует, что когда бы во снах ни объявилось животное, “в этом содержится мысль о возвращении к источнику возрождения” (Ханна, 2016, с. 294). Христианская (а равно и исламская) культура чрезвычайно сильно подавила нашу животную природу. Тем не менее, автор книги напоминает, что “каждое животное в каждом сне отличается”. Вернуть себе естественность, природность животного необходимо многим современным людям. Однако эта естественность не означает полного ухода в сторону инстинктов и захваченности животным. “Быть захваченным львом заключает в себе пагубную регрессию, а быть таким же естественным, как лев, означает существенное развитие”.
Примеры снов со львами
«Занимательный сон мне однажды принес парень, который был очень маленьким человеком во всех отношениях. Этот молодой мужчина мыслил себя тем еще львом, своего рода Дон Жуаном и Гераклом, слитыми воедино. Естественно, дела не шли. Ранее он страдал полной импотенцией, но затем в некоторой степени восстановился. Ему приснился чудесный сон, в котором он решил, наконец, разобрать свою постель и перевернуть матрац, и там, под матрацем, он обнаружил льва. Так вот, поскольку этот человек был не совсем львом, с какой стороны ни погляди, мы склонны считать сон прекрасной иллюстрацией Salon-Lowe (салонный лев, буквально: “лев комнаты для гостей”, дамский угодник, паркетный рыцарь). Дела пошли гораздо лучше, когда он изменил свои представления о себе и принял в себе обыкновенного человека. Но “лев под кроватью” едко обратил внимание на то, что пряталось под его убеждения о его сексуальном геройстве. Здесь все было выстроено на ложном фундаменте” (Ханна, 2016, с. 276).
Второй сон принадлежит пожилой англичанке, состоявшейся профессионально, но имеющей негативный комплекс матери. “Она была успешной в профессии, но, когда она ушла на пенсию, ее охватило чувство барахтанья на поверхности жизни, и она решила заняться поиском смыслов в свои завершающие годы”. Как-то ей приснился следующий сон:
«Я открываю дверь и вхожу в зал дома, в котором я жила, будучи девочкой. Большой лев выбегает мне навстречу. Мать находится с другой стороны зала и, попеременно привлекая внимание льва, нам удается, сначала матери, затем - мне, забраться в комнату и закрыть дверь. Бабушка тоже живет с нами. В первый раз я чувствую к ней симпатию и направляюсь предупредить о появлении льва. Это трогает ее, и она пожелала дать мне картину со своей стены, которая, в свою очередь, производит на меня впечатление. Но я говорю: "Я не могу взять ее, - ты ее любишь, и тебе будет ее не хватать". И я вижу, что на картине нет ничего, кроме мрачных туч и тумана. Она отвечает: "Я прошла сквозь туманы, и мне она больше не нужна". Тогда я оглядываюсь в зал и вижу людей, которые идут, не опасаясь льва. В удивлении я смотрю на льва. Он значительно уменьшился в размере и теперь кажется всего лишь игривым, переросшим львенком» (Ханна, 2016, с. 277).
Ханна толкует данный сон следующим образом, опираясь на ассоциации самой сновидящей, которые мы здесь приводить не будем. Лев – это нечто, что осталось в доме детства и, скорее всего, связано не только с ее матерью и бабушкой, но также с властью или сексом. У сновидящей были плохие личные отношения с ними обеими, из-за чего контакт с Великой матерью был заблокирован и нарушен. Автор книги поясняет, что сновидящая ненавидит волнения и предпочитает внешне оставаться дружелюбной и милой. Поэтому она заперла поглубже свой беспокоящий комплекс матери и во сне повстречалась с ним в тревожащей форме. “Необузданная эмоция, олицетворяемая львом, очевидно необходима для проявления этого содержания бессознательного. До сих пор в ее активном воображении никогда не встречалась женская фигура большой силы”.
Если образ матери во снах чаще олицетворяет реальную мать сновидца, то образ бабушки скорее символизирует мать матери, т.е. архетип Великой матери. Хотя полностью игнорировать фигуру реальной бабушки тоже не стоит, особенно, если она жила в семье. Лев во сне обозначает эмоции и подавленную энергию, запертые в матери и бабушке. Но здесь лев развивается определенно к лучшему, поскольку опасный зверь превращается в игривого львенка. Львенок – это фигура, за которой можно ухаживать, развивая функции своей материнской части. Когда бабушка передает сновидице картину тумана и туч, та получает в наследство символ матери. Львенок – символ игривости, качества, недостающего женщине, поскольку она чрезмерно стремилась жить разумом (логикой). Уход от мужской линии поведения в сторону женской воспринимается как попадание в туман. “В этом сне мы видим, что опасные эмоции женщины, прежде застрявшие в материнском комплексе, на самом деле, если с ними работать, могут превратиться в львят, с которыми возможно справиться”.
Итак, вернуться в дом детства сновидице стало необходимым, “чтобы подключиться к эмоции и энергии, которая в детстве казалась ей разрушающей и грозной, как лев. Через принятие туч и тумана, а также бабушки и мамы, игривый львенок может стать подопечным, о котором ей нужно заботиться и воспитывать” (Ханна, с. 2016, с. 281).
Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:
Карл Густав Юнг о работе со сновидениями
Анимус и его развитие в сочинениях Барбары Ханна
Анима, Анимус и их связь с душой и духом в психологии Юнга
Барбара Ханна об Аниме, Анимусе и жизненных сценариях
Источник: Ханна Б. Символизм животных. – М., 2016. – 338 с.
Copyright © Алексей Шлыков, 2024.