Анимус и его развитие в сочинениях Барбары Ханна

Биографическая справка: Барбара Ханна (1891-1986) — юнгианский аналитик, родившаяся в Великобритании. Ученица и коллега Карла Густава Юнга, с которым познакомилась в 1929 г. Близкий друг не менее известной ученицы Юнга Марии-Луизы фон Франц. Б. Ханна проявляла особое внимание к таким темам, как активное воображение, процесс индивидуации, роль Анимы и Анимуса в нашей судьбе. Являлась автором ряда книг, в том числе пока не изданной на русском языке биографии Юнга.

Книга Барбары Ханна «Анимус» является сборником, содержащим восемь глав, воспроизводящих отредактированные лекции психолога разных лет, посвященных названной тематике. Пожалуй, в этой работе взгляды ученицы Карла Юнга на природу Анимуса изложены максимально объемно. Воспользуемся идеями Барбары Ханна как проводником и рассмотрим ниже ключевые идеи из ее книги.

Приступая к разбору темы, Б. Ханна считает нужным заострить внимание на тех аспектах Анимы и Анимуса, что упускались из виду еще в ее время (основой соответствующей главы в книге стали лекции конца 40-х гг.), и уж тем более перестали обсуждаться в книгах новых поколений юнгианцев. Если в современных книгах термины Анима и Анимус в основном используются как синонимы для феминного и маскулинного, а также понимаются как внутренний образ женщины в мужской психике и мужчины в психике женской, то Ханна сразу отмечает, что: «Под термином анимус я понимаю мужской дух или бессознательный ум женщины… Нам всем хорошо известно, что анима — это юнгианский термин, обозначающий женскую душу мужчины» (Ханна, 2016, с. 6).

Психолог подчеркивает, что некорректно говорить об Анимусе как о мужской душе в женщине по аналогии с Анимой как душой в мужчине. Анимус — это дух. Что и следует из буквального перевода с латинского. В этом контексте Анимус также означает интеллект, ум, характер, волю, мужество, смелость и живучесть. «В юнгианской психологии оно <слово Анимус> использовалось, чтобы обозначить феномен «духа» в женщине» (Ханна, 2016, с. 6).

Барбара Ханна пишет, что в реальной, повседневной жизни женщина не соприкасается с Анимусом во всей полноте, поскольку он является архетипом коллективного бессознательного. Сталкивается же она «с той его частью, которая является смыслообразующей заменой глубин духа». По ее мнению, Анимус можно назвать духом рационализации, который неустанно занимает сам себя созданием представлений, которые кажутся вполне логичными. По крайней мере, с точки зрения женщины или общества.

Так как изначально большая часть Анимуса находится в пространстве бессознательного, он естественным образом переплетается с Тенью, которая не идентична ему. Тень, по большей части, содержит материал личного бессознательного — все то, что человеком забыто, подавлено, вытеснено и не принято в себе. И после того как человек более-менее поработал со своей Тенью, открывается доступ к работе с Анимусом или Анимой.

Анима для мужчины — это бессознательная модель отношений. Анимус для женщины — бессознательный образ духа, ума и воли. Таким образом, мужчина ищет контакт со своей Анимой для того, чтобы понять назначение отношений в его жизни, которое в прошлом он всегда проецировал на женщин. Ему ранее казалось, что именно женщина нуждается в отношениях и поддерживает их, хотя ему самому они нужны не меньше. Женщина же, стремясь наладить контакт с Анимусом, хочет обрести свой дух, волю и ум. Хотя веками ум, волю и силу духа женщины проецировали на мужчин (Ханна, 2016, с. 7).

Проблема с Анимусом и Анимой заключается в том, что они проявляют свои позитивные стороны лишь тогда, когда осознаны и более-менее интегрированы, когда с этими частями психики налажен контакт и им дана возможность творчески проявлять себя. Но без интенсивной внутренней работы этого обычно не происходит. Барбара Ханна замечает:

«Основное отличие, которое стоит иметь в виду, состоит в том, что женщина склонна неуместно реагировать жесткими раздражающими убеждениями, в то время как мужчине свойственно капризничать или быть чрезмерно обидчивым и тщеславным. Другими словами, бессознательные реакции женщины имеют тенденцию быть чем-то вроде худших проявлений мужчины и наоборот» (Ханна, 2016, с. 8).

Тень — оборотная сторона Эго, как мы ранее сказали, это все то, что человек осознанно в себе не принимает и не видит. Поэтому в Тени содержатся не только условно отрицательные качества. Если человек живет, не используя все свои способности, в Тени может оказаться «до восьмидесяти процентов чистого золота».

Как говорил Юнг, а вслед за ним и Ханна, Анима и Анимус — это фигуры коллективного бессознательного, расположенные ближе всего к Эго и Тени. Анимус «очень любит» соединяться с Тенью, ведь благодаря такому союзу он становится куда сильнее Эго. И поэтому Юнг считал, что прежде чем работать с Анимусом, женщинам предстоит обязательная задача овладения своей Тенью, т.е. осознание своей низшей стороны. У ряда из них здесь случатся большие трудности.

«Люди, считающие себя слишком уж хорошими, отрицая тем самым свою тень, будто бы одержимы демонами. Их анимус поглощает часть психики, в результате он изрядно толстеет, получая силу от такого превосходного питания. Анимус становится настолько могущественным, что получает власть над сознательной личностью. Следовательно, очень важно разрушить его связь с тенью, несмотря на тот факт, что человек приходит к осознанию анимуса с помощью тени. Вы никогда не сможете достигнуть анимуса, пока не распознаете свои собственные низшие стороны. Только тогда вы сможете отделить тень от анимуса, но до этого момента у вас нет даже призрачного шанса» (Ханна, 2016, с. 14).

Анимус (и Анима) не являются чем-то совершенно позитивным или негативным. Эти фигуры двойственны: они всегда имеют и отрицательный, и положительный аспекты. Более того, Анимус одновременно обладает характеристиками как индивидуальными, так и коллективными. Именно это дает ему возможность выполнять роль связного (посредника) между сознанием и бессознательным. Индивидуальные характеристики Анимуса интегрировать можно, коллективные — нет. Вслед за Карлом Юнгом Барбара Ханна заявляет: лучшим способом воспринять реальность Анимуса и Анимы будет отношение к ним, как к автономным личностям, со своей собственной жизнью и волей. По их мнению, «такое личное их восприятие помогает нам распознать их индивидуальности и дает нам возможность выработать отношение к этим фигурам» (Ханна, 2016, с. 21).

Характерной особенностью работ Барбары Ханна является ее интерес к средневековому экзорцизму. Она проводит много параллелей между случаями одержимости и влиянием негативных аспектов Анимуса. Выводы юнгианского психолога о положении дел в современном мире неутешительны. Явные случаи одержимости в Средние века привлекали внимание церковных служителей, предпринимавших деятельное участие в освобождении человека. Современное же человечество подобные симптомы проигнорирует: Анимус вертит нынешними женщинами, как хочет, в связи с чем автор книги делает неприятный вывод об одержимости всего человечества за редкими исключениями. «Для нас очень сложно осознать, до какой же степени одержимо человечество, и проблемы такой девушки, как Жанна, могли бы с легкостью остаться незамеченными, потому что людям не казалось бы, что она так уж сильно отличается от многих других молодых девушек и женщин» (Ханна, 2016, с. 40).

Вмешательство Анимуса во внешнюю жизнь девушки проявляется через несколько аспектов:

  1. Сфера отношений. Неадекватные убеждения Анимуса приводят к тому, что женщина становится отрезанной от своего окружения, от реальности и всего того, что ей дорого и важно.
  2. Переплетение с образами из коллективного бессознательного, в результате чего Анимус становится автономным, разрушительным и неконтролируемым.
  3. Принудительное переключение внимания с внутреннего мира на внешний. Здесь Анимус убеждает женщину в невероятной важности дел, мешая ей «установить связь с бесконечностью». Лихорадочная активность вместо внимания к себе и своему внутреннему миру.

Из текста книги, к сожалению, не совсем ясно, что именно из вышеперечисленного можно считать одержимостью — какой-то один аспект или обязательно все вместе? Зато ясно одно: если все эти три аспекта присутствуют в Анимусе, «то нам придется изгнать его». «До тех пор, пока он находится в таком неизменном состоянии, у нас нет шансов объединить положительное и отрицательное или сделать их влияние относительным. В этом случае он самый что ни на есть «проводник зла»» (Ханна, 2016, с. 73).

По мнению автора сочинения, именно Анимус, больше чем кто бы то ни было, уговаривает женщин быть как все, придерживаясь коллективного мнения в ущерб индивидуальному (Ханна, 2016, с. 84). Вслед за Юнгом Ханна повторяет наблюдение, что Анимус является главной проблемой современных женщин. Однако это не означает, что, например, Анима — это основная мужская проблема. Это не так. «Вместо этого я скажу, что анимус — это первостепенный по важности вопрос для каждой женщины, в то время как анима является второстепенной, хотя и жизненно важной, задачей для мужчины» (Ханна, 2016, с. 107).

Как женщина на практике может отследить проявления Анимуса внутри себя? Барбара Ханна описывает следующие варианты:

  • Работа со сновидениями — самый «обычный» и наименее неприятный способ изучения своего Анимуса.
  • Отслеживание своей речи и мыслей — «одна из самых неприятных теник, и у нас всегда найдутся оправдания, чтобы избежать ее: постоянная нехватка времени и так далее. Суть ее сводится к следующему. По мере того, как мысли протекают через ум женщины, она постоянно задает себе вопрос: «Это я подумала это? Откуда ко мне пришла эта мысль? Кто думает подобным образом?»
  • Наблюдение за динамикой своих отношений, потому что личные отношения — «самая уязвимая сфера, где анимус может навредить нам больше всего». Основной принцип мужчины и Анимуса — Логос (а женщины и Анимы — Эрос), и там, где Эрос стремится присоединиться и стать единым, Логос хочет различать и для этой цели разделять. В связи с этим Анимус может существенно способствовать разъединению людей.

Ханна замечает, что женщина обнаружит проекции Анимуса в своих жизненно важных отношениях с мужчинами. К сожалению, до тех пор, пока ее все устраивает, женщина, как правило, вообще не замечает наличия проекции. Ханна также говорит, что любимое занятие Анимуса — «говорить нам, что нам следует делать и опутывать наши инстинкты сетью своих представлений о том, что правильно, а что нет» (Ханна, 2016, с. 22).

Контакт (переговоры) с Анимусом можно осуществить двумя способами. Самый очевидный — это опять же сны. Но самой действенной техникой является активное воображение. В этом подходе фигуры бессознательного персонифицируются, воспринимаются как автономные личности, и с ними ведется диалог.

«Искусство состоит в том, чтобы дать визави право голоса и предоставить в его или ее распоряжение выразительные средства. Техника требует долгой практики. Следует, к примеру, научиться в начале проявить активность, задав вопрос, а потом быть совершенно пассивным, пока ответ не придет сам собой. Ответы, как правило, настолько далеки от того, что можно предполагать сознательно, что вопрос о том, сам ли человек придумывает их или нет, вскоре исчезает» (Ханна, 2016, с. 27).

Мстительные побуждения, ощущение, что тебя неправильно понимают или недооценивают, ревность, ожидание своего часа, чтобы всем показать — все эти негативные проявления находятся в арсенале Анимуса. Однако еще раз повторим, что эта фигура бессознательного не является хорошей или плохой. Анимус «обретает дьявольские аспекты, когда цепляется за эгоистические потребности в человеческом существе» (Ханна, 2016, с. 42). На практике одержимость Анимусом «зачастую происходит совершенно незаметно для самой женщины, когда убеждения анимуса исподволь перекрывают естественное течение потока жизни» (Ханна, 2016, с. 69).

Особый интерес представляет обсуждение эволюции Анимуса в женской психике. Материал из книги я скомпоновал в виде удобной в использовании таблицы.

Стадии развития Анимуса
(стадии понимания женщинами своей маскулинной части и роли мужчин в своей жизни)

Четвертая стадия — ФаллосМужчина как оплодотворитель, способ завести ребенка. Он не рассматривается как личность, но существует в жизни женщины настолько, насколько может выполнять репродуктивную функцию.
Преодоление этого уровня предполагает понимание, что мужчина существует не только ради деторождения и что он не только тело, но и личность.
Способ регресса до этой стадии с более высокого уровня — настаивать на необходимости рождения детей, уверенность, что отношения существуют сугубо ради этого.
Третья стадия — МужМужчина — «предмет интерьера», источник материальных благ, защиты и собственность женщины. Он воспринимается не только как тело с физическими желаниями и функциями. Однако, что именно он за человек, не так уж важно, главное, что он — «мой мужчина», пусть и с изъянами. Мужчина воспринимается как гарант безопасности и благоустроенного быта.
Преодоление этого уровня предполагает понимание уникальности мужчины и выбор конкретного мужчины среди прочих не за его материальные блага, а за личностные качества.
Способ регресса до этой стадии с более высокого уровня — настаивать в союзе на своих материальных меркантильных желаниях.
Вторая стадия — ЛюбовникМужчина — уникальный и желанный партнер. Он выбран среди прочих за свои душевные качества. Мужчина и женщина являются партнерами не ради эгоистических целей женщины, а ради настоящей любви.
Преодоление этого уровня предполагает понимание, что мужчина не является собственностью женщины, не является осеменителем или предметом гордости перед окружающими, он — ее божественный проводник к целостности.
Способ регресса до этой стадии с более высокого уровня — не изучен.
Первая стадия — Гермес / Психопомп (гипотетическая стадия)Мужчина — своего рода божественный посланник в жизни женщины, проводник к целостности и связи с Источником.

Хотя Анимус связан с волей, умом и духом женщины, не стоит приходить к выводу, что женский ум и Анимус — всегода синонимы. Да, в определенных условиях они становятся тождественны, но это скорее неблагоприятный симптом. «Происходит едва заметный сдвиг, и анимус уже в некотором смысле становится ее умом. Это также справедливо и для мужчины. Анима управляет его функцией устанавливать связи, Эросом и становится частью него самого. Когда она его контролирует, а он ее нет, мужчина становится одержим анимой, она получает автономность и, в определенном смысле, управляет ситуацией» (Ханна, 2016, с. 120).

Мужчине обнаружить и наладить контакт со своей Анимой куда проще, чем женщине — со своим Анимусом. Барбара Ханна «убеждена в том, что нам никогда не удастся обнаружить самим наш анимус» (Ханна, 2016, с. 130). В связи с этим особую роль приобретает помощь психотерапевта или непосредственного партнера, ведь живые отношения — излюбленная сфера проявлений Анимуса. Анимус и Анима стремятся активизировать друг друга. И потому стереотипна ситуаций, когда в ответ на иррациональную эмоциональность мужчины (активность в нем Анимы) женщина изливает на него поток насмешек и колкостей своего Анимуса. Хотя ей в этот момент следовало бы (если она хочет укрепить отношения, а не развалить) проявить принцип Эроса, а не псевдо-Логоса, и дистанцироваться от замечаний. Стереотипно и обратное, когда в ответ на женские нереалистичные «факты», неубедительную аргументацию и удары ниже пояса (действие Анимуса) мужчина легко поддается эмоциям (Анима). Куда более подходящей и конструктивной реакцией здесь было бы проявление принципа Логоса, т.е. готовность трезво отделить одно от другого, не ведясь на перепады настроения (Ханна, 2016, с. 135-136).

Итак, обнаружить проявление своего Анимуса или Анимы нагляднее всего в отношениях, когда создаются взаимные проекции. И тут автор книги «Анимус» делает не очень утешительный вывод: «У человека нет никакой мотивации работать с анимусом до тех пор, пока у него не будет достаточно напряженных отношений с кем-то противоположного пола, повергающих его в отчаяние. Только безысходность или очень сильная любовь даст необходимой силы импульс, который позволит провести самую неприятную работу, спроецировав анимус вовне. <…> Я делаю упор на дестабилизирующих факторах, потому что большинство людей считают необходимым что-то делать с собой только в том случае, когда что-то идет не так» (Ханна, 2016, с. 138). К слову, реальная, неискаженная форма Анимуса представляет собой героя, обладающего духом. Однако в подавляющем большинстве случаев женщинам «приходится иметь дело с подменой, предлагающей нам убеждения» (Ханна, 2016, с. 142). Жизненный вызов, связанный с Анимой и Анимусом, заключается в том, что они исподволь стремятся исказить наше восприятие реальности, предлагая вместо этого либо завесу мнений (Анимус), либо пелену эмоций (Анима).

«Реальность всегда будет предлагать нам разные трудности. Когда мужчина контролирует свою аниму, а женщина — своего анимуса, они двигаются в потоке жизни. Человечество было одержимо с самого творения мира, и, если вы рискнете освободить себя, то столкнетесь с другим порядком вещей, который будет прямым вызовом для старого. <…> Управление анимусом или анимой подобно созданию вакуума, в результате пространство определенного объема остается пустым. И в эту брешь бросается все, что только может ее заполнить. <…> Как сказал об этом Юнг, рассказывая о другом случае, если одна овца покидает стадо и больше не щиплет траву вместе с другими овцами, другие, встретив ее одну, уже не узнают. Они подумают, что это какое-то животное, которое привыкло разгуливать в одиночестве, подобно волку или медведю, и будут к ней относиться, как к обычному врагу» (Ханна, 2016, с. 154-155).

Подводя итог своих рассуждений, Барбара Ханна напоминает, сколь ценна работа над своим Анимусом или Анимой в эволюционном плане. Она согласна с Юнгом, что человечество испокон веков пребывает в состоянии неосознанной одержимости. Оно нуждается в высвобождении. Вероятно, для того чтобы произошли существенные изменения «в природе человека», должны смениться поколения или пройти столетия (Ханна, 2016, с. 155). Однако каждый, кто уже сейчас работает над собой, вносит свой вклад как в свою судьбу, так и в коллективную. Она повторяет: «работа со своим анимусом или анимой является наибольшей заслугой для каждой женщины и каждого мужчины», это «одна из самых существенных задач нашего века».

Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:

Анима, Анимус и их связь с душой и духом в психологии Юнга
Изгнание демонов или интеграция комплексов: Мария-Луиза фон Франц о путях достижения целостности
Барбара Ханна об Аниме, Анимусе и жизненных сценариях


Источник: Ханна Б. Анимус. — М., 2016. — 346 с.

Copyright © Алексей Шлыков, 2024.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *