Человеческое и божественное внутри себя
В проработках, сессиях, холотропных и психоделических состояниях у нас в сознании порой всплывают вещи, которые иначе как сюжетами из прошлых жизней не назовешь. И в целом эти воспоминания рисуют картины какого-то беспокойного, травматичного существования. То речь идет об участии в войне, то об умирании по разным причинам, то о наблюдении, как кого-то умерщвляют. И как-то все неспокойно, не слава богу.
На этом фоне, тревожась в настоящем, я поймал себя на мысли, что вообще-то, по сравнению с прошлыми столетиями и тысячелетиями, мы живем хорошо. В среднем. То есть в целом человечество развивается. Худо-бедно, но развивается. И благополучие среднестатистического человека растет, повседневная жизнь становится постепенно проще. Обычному человеку возможность уделять время вопросам раскрытия своего творческого, интеллектуального и духовного потенциала становится век от века все доступнее.
Да, с определенной точки зрения в чем-то современному человеку сложнее, нежели предкам — соблазнов отвлечься от духовного пути куда больше. Но если вы рождались, допустим, в 17-18 столетии не дворянином, а крестьянином, то вопросами самопознания времени и возможности заниматься не было совсем. Альтернативой мог стать разве что монастырь, который, прямо скажем, дает специфически-узкий опыт.
Существует такая дилемма. Чем больше человек развивается, освобождается от навязанных программ и установок общества и родителей, тем больше видит отсутствие любви, уважения, гуманизма и внимания людей друг к другу. Волей-неволей он начинает задумываться: а как бы из всего этого выбраться? У нашего соотечественника, как минимум, возникает идея побега из опостылевшей среды на Гоа, Панган или Бали. А как максимум, его посещает идея побега из череды человеческих рождений и смертей — побега из человеческого в божественное. Или за пределы Сансары.
Но с другой стороны, когда мы вспоминаем свои прошлые жизни, то понимаем, что уже не раз и не два рождались человеком. Как же так получилось, что мы головой думаем о желании «вырваться отсюда», но при этом раз за разом выбираем вновь родиться человеком? (А ведь у меня есть свои отрывочные воспоминания о моменте до рождения, которые сводятся к восторгу и азарту по поводу «игры в человека».)
Ответ на это противоречие я вижу сейчас в следующем: на самом деле, человечество — это любимая игра нас как духовных существ на настоящий момент времени. Короткий промежуток времени для духовного существа — это, вероятно, десятки и сотни тысяч лет в человеческом измерении. Хоть мы, окунувшись в человеческие жизни, проблемы, беды и мечты, и позабыли это, нам реально нравится играть в людей. Достигнув высоких духовных состояний в человеческом теле, подавляющее большинство «продвиженцев» принимает все-таки решение не сбегать от человечества в иные миры. А продолжать существование в социуме, меняя его к лучшему. Мы заинтересованы в развитии человечества одновременно и как люди, и как духовные существа.
Потому что мы хотим продолжать рождаться в рамках человечества, пока не приведем его к некой большой цели (целям). Возможно, одна из таких целей — превращение человека в богочеловека, что интуитивно чувствуют многие философы и футурологи от Шардена до Харари. Другая, вероятно, — это то, о чем поведали Ирине ее неземные собеседники: способность человечества создать свою разумную нечеловеческую цивилизацию-дитя, что является необходимым этапом перед переходом на следующую ступень духовно-эволюционного развития в галактических масштабах. Любопытно, что эту цель предвидят визионеры от фантастики — к примеру, создатель культового сериала «Вавилон V» Майкл Стражински. Какой-то подобный вектор явно имеется. И нам интересно в этом грандиозном проекте участвовать.
Интересный момент мы находим и в буддизме. Хотя он ставит своей целью уход в небытие Нирваны (или другие миры, по иной точке зрения), здесь встречаем понятие бодхисаттвы, т.е. просветленного, отказавшегося уходить в нирвану из-за цели спасти всех живых существ из Колеса страданий.
Итак, существует точка зрения, что духовное развитие — это бегство из состояния человека. Однако мне видится, что дело обстоит не так. Иметь дело с человечеством, помогать ему, развивать и спасать его — наша излюбленная игра. Эволюция человечества ради неких глобальных целей протекает одновременно на разных уровнях — биологическом, техническом, социальном и духовном. Пока мы, как духовные существа, не сочтем, что эта далекая цель исчерпана, мы продолжим здесь «тусоваться». Вкладывая свое внимание и способности в социальное, техническое, духовное развитие человечества, мы сами же, воплощаясь здесь снова и снова, пожинаем плоды своих предыдущих усилий.
Психологам известен феномен, заключающийся в следующем: чем больше мы уделяем кому-то или чему-то внимания, чем больше стремимся кому-то помочь и что-то улучшить, тем больше это ценим, привязываемся к этому. Мы ценим то, во что вкладываем свое внимание. Это может быть партнер, ребенок, проект или домашнее животное. Соответственно, отказаться потом от этого и отпустить — сложно. Человечество — огромный коллективный проект миллиардов духовных существ. Представляете, сколько своего внимания мы вложили в него, воплощаясь из жизни в жизнь? Понятно, что мы заинтересованы, чтобы оно как-то развивалось, а не уничтожало себя по прихоти и неосознанности мелких тиранов.
Copyright © Алексей Шлыков, 2023.