«Код души» Джеймса Хиллмана: теория желудя, роль даймона и психология судьбы

Одним из ярких книжных открытий этого года стала для меня работа Хиллмана «Код души. В поиске характера и призвания». Джеймс Хиллман не эзотерик, не астролог или нумеролог, а всемирно известный врачеватель душ, основатель направления архетипической психологии. Однако тому, кто погрузится в чтение его важной книги, быстро становятся видны явные аналогии его мыслей с утверждениями астрологов и хиромантов.

На большом биографическом материале Хиллман показывает, что понятие судьбы — не пустой звук. Что значение имеют не только факты, имена, цифры и достижения, но и эстетическая составляющая: есть судьбы красивые, как песня, постные, как монашеская каша, и безобразные, как завывания трэш-металла.

Американский психолог уверен, что у всех нас есть свой особый путь, свое призвание. Правда термин «призвание» он понимает не совсем так, как большинство авторов. Можно даже сказать, что он его существенно «приземляет». Хиллман выдвигает теорию: все мы подобны желудю, глубинной целью которого является прорастание в дерево. Но этот процесс предполагает, как минимум, открытость идее роста, готовность найти свою особенность и раскрыть, реализовать себя. Нужно еще суметь стать самим собой. 

В нашей жизни основные параметры не случайны. Вслед за неоплатоником Плотином1 Джеймс Хиллман констатирует, что наши родители, детство, страна, время и проблемы, все это существует ради одной цели — сформировать из нас уникального человека с уникальной судьбой. Точнее, добровольно выбирать трудные обстоятельства мы не любим (кому нравится страдать?). И потому нас всю жизнь сопровождает даймон (он же гений, дух-покровитель или ангел-хранитель), вовлекая нас в обстоятельства, формирующие каркас нашей судьбы. Даймона можно и нужно услышать. Хотя нередко его призывы упорно игнорируются. И расплачиваются за это гнетущим ощущением непрожитой жизни.

Как формируется судьба? Если человеку суждено совершить своей жизнью сильный прорыв вперед, прорыв в отношении себя самого, то ему требуется мощный мотиватор. Что им может стать? Недовольство своей жизнью и реальностью. Телесное несовершенство. Хронические проблемы в семье, личной жизни или социуме. И чем более сильный прорыв запланирован судьбой, чем более значимую и яркую жизнь подготовил для вас ваш даймон, тем, зачастую, хуже и труднее стартовые условия жизни. Ведь все вокруг должно постоянно фокусировать человека в направлении некой особой цели — прыжка вверх через движение вглубь.

Интересной особенностью хиллмановской аналогии является образ перевернутого дерева. Мы прорастаем не снизу вверх, а сверху вниз. Наши корни вверху, в духовной сфере. Наши же ветки спускаются вниз, в материальную жизнь. Именно здесь нам предстоит раскрыть весь свой потенциал.

Согласно древнегреческим мифам, каждая душа перед воплощением участвует в особом жребии. Хиллман полагает, что мифические жребии являются образами. Раскрытие этого образа у каждого отдельного человека занимает всю жизнь. Хотя ощутить его можно мгновенно, но понять можно лишь постепенно.

В главе «Заблуждение о роли родителей» Хиллман призывает не путать причину со следствием. Согласно доминирующим психологическим концепциям, корни большинства человеческих проблем — в неурядицах детства. Также предполагается, что именно родители, в особенности мать, оказывают принципиальное влияние на формирование интересов ребенка. В связи в этим Джеймс Хиллман констатирует существование «материнского мифа».

Несмотря на важность фигуры матери, ее власть над судьбой ребенка отнюдь не столь тотальна, как считается большинством психологов. Не меньшее влияние на формирование души ребенка оказывают экономические, экологические, общественные реалии, а также персональный даймон. Помимо фигуры матери, на ребенка влияют также его предки, в том числе и умершие. Для психологического здоровья важно не терять духовной связи с ними. Часто предполагается, что ребенок стал таким-то из-за соответствующего отношения матери и ситуации в семье. Хиллман негодует, призывая взглянуть с более широкой духовной перспективы:

«…никогда, никогда состояние вашей души не будет связано с тем, что ваши мать или отец сделали вам тридцать лет назад! Они просто были необходимостью вашего появления в обществе, их существование дало возможность осуществиться определенным ритуалам, позволившим вашей душе войти в мир» (с. 95).

Раскрывая на страницах своей книги «Код души» теорию желудя, американский психолог поясняет, что использует слова даймон, гений, ангел-хранитель, судьба, желудь и порой душа как синонимы. Традиционный метод постижения невидимого и, следовательно, своего желудя — это интуиция. Интуиция включает в себя то, что Хиллман называет мифическим восприятием, «поскольку когда мы сталкиваемся с мифом, он кажется истинным и дарует нам внезапный инсайт» (с. 104).

В своем понимании роли обстоятельств жизни и родителей Джеймс Хиллман солидарен с античным философом Плотином и взглядами астрологов. Вот лишь одна иллюстрация этого:

«…душа Ингрид точно выбрала правильное место и правильного отца для того, чтобы произошло удочерение желания ее желудя. Она даже выбрала правильную мать, которая своей ранней смертью способствовала тому, что переплетение призвания Ингрид и фантазии Йустуса беспрепятственно избегло треугольников ревности» (с. 174).

Хиллман полагает, что благодаря даймону-желудю каждый человек приобретает особую судьбу и призвание. Но раскрытие желудя подразумевает «рост вниз»:

«Рост вниз меняет фокус личности от одностороннего эгоцентризма даймона к общему гуманизму, заменяя зов к трансцендентному расширением в мир с его требованиями, как мы видели на примере жизни Джозефины Бейкер, а также Канетти, Эйнштейна, Менухина и Бернстайна» (с. 258).

Интересно определение зла, данное на страницах книги Хиллмана. Вслед за М. Скоттом Пеком2 он говорит, что «зло изначально представляет собой высокомерный, эгоистичный нарциссизм или высшее своенравие». Безопасно лечить и изучать зло можно лишь посредством любви. И хотя Хиллман признает, что любовь — наиболее всемогущее слово в современном словаре, он настаивает на том, что «она может очень мало влиять на «зло» до тех пор, пока эта любовь не признает зов души, присутствующий в плохом семени».

Даймон может толкать человека стать великим художником, актером или ученым, но он же может толкать его и на «кривую дорожку». В этом контексте Хиллман на примере Гитлера и ряда других персоналий говорит о «плохих семенах».

«Является достаточно странным, что как мученичество для некоторых святых может стать их способом спускания в мир, так и атавистические действия могут быть способом спускания для личности, призванной плохим семенем — но давайте проясним, что зов не оправдывает преступление и не освобождает преступные действия от их порицания. Я заявляю, что теория желудя позволяет лучше понять Плохое Семя, чем это делает диагностика зла» (с. 260).

Таким образом, Хиллман утверждает, что даймон стимулирует человека раскрыть свой потенциал — ко всеобщему благу или худу. А как быть с заурядностью? Миллионы людей как будто не блещут талантами. Они лишены своего желудя? Ответу на этот закономерный вопрос у Хиллмана посвящена целая глава, которая так и называется — «Заурядность». Психолог уже с первой страницы главы принимает вызов и утверждает: душа не является заурядной, вне зависимости от того, каковы жизненные достижения конкретного человека. Автор «Кода души» призывает не путать особую одаренность с призванием. Каждый человек уникален в силу его или ее стиля.

Джеймс Хиллман предлагает отбросить типичную ошибку: соответствие призвания только определенному виду работы, а не качеству исполнения работы. Характер — это не то, что вы делаете, а то, как вы это делаете. «Каждый мясник особенный, поскольку обладает индивидуальным даймоном» (с. 270). Но существует ли призвание к заурядности? Вместо одного автор книги дает сразу четыре возможных ответа:

  • Нет. Только «звезды» обладают желудями. Остальные из нас бредут по жизни, ориентируясь при помощи рекламных объявлений. Такой ответ, главным образом, можно найти в исследованиях творчества, теориях гениальности и биографиях знаменитостей.
  • Да. Мы в большинстве своем избраны, но упускаем свое призвание по многим причинам: его блокируют родители, врачи его воспринимают как диагноз, бедность его разрушает и никто его не признает. Довольство малым вместо следования своему призванию — ответ, соответствующий социологическим отчетам.
  • Да. Все мы призваны, а к чему именно, расскажут популярные книжки по психологии или духовному росту. Стоит лишь поверить в их содержание, как даже скучная жизнь заиграет новыми красками. Творчество — это панацея. Это взгляд терапевтического идеализма.
  • Да. Но хотя для кого-то призвание — пребывание в лучах софитов, для большинства — это содержание светоча под спудом, служение пути заурядности, присоединение к большинству. Это призыв к человеческой гармонии, и данная позиция наиболее симпатична Хиллмана.

С этой точки зрения призваны все, и неважно, что «избраны» лишь немногие. Призвание сопровождает жизнь каждого и ведет ее скрытыми путями. Зачастую в менее драматичной форме, чем в случае знаменитостей. Характер формирует жизнь независимо от того, насколько тускло эта жизнь проживается и как мало света звезд падает на нее. Призвание к честности не хуже призвания к успеху, призвание к заботе, созданию семьи, к службе не хуже призвания к борьбе ради жизни. Хиллман констатирует:

«Такой подход предлагает ревизию предназначения не только в жизни женщин или в отношении к этому со стороны женщин; он предлагает совершенно другую идею призвания, в котором жизнь является работой» (с. 272).

Даймон придает важность каждому, а не только Важному. До тех пор, пока мы оцениваем людей согласно их способности зарабатывать деньги или согласно другим их специфическим способностям, мы не сможем понять их характер. Отметим, что на страницах своей книги Хиллман вольно обращается с терминами. В одних случаях для него душа и даймон — синонимы, в других — нет. Показательны следующие строки:

«Возможно, задачей человека является привести наше поведение в соответствие с намерениями даймона, делать вещи правильные с его точки зрения, действовать ради него. То, что вы совершаете в вашей жизни, воздействует на ваше сердце, изменяет вашу душу, поскольку душа не приходит уже созданной на небесах. Она только представляется там, невоплощенный проект, пытающийся прорасти вниз» (с. 277).

Учитывая концепцию даймона, все люди не равны? Или нет? Хиллман отвечает: мы равны, следуя логике уникальности. Мы все равны, поскольку каждый из нас приносит в мир особое призвание, и мы не равны в любом другом аспекте. Мы совершенно не равны во всем, за исключением того факта, что каждый из нас обладает уникальным гением. Заурядность является путем, как и исключительность, выдающиеся таланты. Такое видение позволяет нам ухватит ценность срединного, а не глумиться над ней, боясь оказаться на ее краю.


1 Плотин (204/205-270 гг. н.э.) — античный философ, основатель неоплатонизма. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путём эманации («излияния»). Пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого. Признавал доктрину метемпсихоза, на которой основывал нравственное учение жизни. Оказал значительное влияние на средневековую философию и особенно на мыслителей Возрождения. Учение об очищении, спасении души впервые разработано Плотином как не отдельная, полагающая часть философской системы. Возвращение души к Божеству совершается в обратном возвышении ее до него.

2 Морган Скотт Пек (1936-2005) — американский психиатр, который стремился примирить научное мировоззрение с христианством. Представитель так называемой христианской психологии. Служил в армии и дослужился до звания подполковника, занимался психиатрической деятельностью в правительственных органах. На русский язык переведены его бестселлеры «Непроторенная дорога» (1978) и «Волнистые облака» (2000).

Источник: Хиллман Дж. Код души. В поиске характера и призвания. — М., 2023. — 306 с.

Copyright © Алексей Шлыков, 2023.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *