Плутон — тайный агент Самости в нашей психике

Одним из самых трудных, но в итоге целительных, астрологических влияний является воздействие транзитного, дирекционного или прогрессивного Плутона на наши натальные планеты, в особенности на светила — Солнце или Луну. Плутон всегда несет с собой необходимость перемен, переоценки и отбрасывания всего ненужного, ложного и устаревшего.

Когда движущийся по небу воплощенный в небесном теле архетип бога подземного мира создает аспект к чувствительной точке нашей натальной карты, мы волей-неволей вступаем на порог перемен. Сопротивление здесь неуместно и наказывается. Если Плутон воздействует на натальной Солнце, то проверке и тщательному пересмотру подвергается Эго человека, т.е. его самооценка, взгляд на жизнь, воля и ценности. Если на Луну, то «атаке» подвергается Анима, т.е. эмоциональное состояние, душа, привычки, отношение к женщинам и семье.

Кто же стоит за необоримым влиянием Плутона? Кто скрывается за архетипом античного бога Гадеса? Размышляя на эту тему, я не вижу лучшего объяснения, кроме того, что Плутон является астрологическим агентом нашей Самости. Точнее, одним из агентов. Потому что Самость вполне может проявляться и через иные планеты. Однако призывы Плутона к изменениям как нельзя лучше иллюстрируют то, как Высшее порой вторгается в нашу жизнь помимо нашей воли и, если мы сопротивляемся назревшим переменам, оно не оставляет от привычного камня на камне.

Самость — ключевое и довольно трудное для понимания слово из лексикона юнгианской психологии. Оно имеет два основных значения: совокупность всей психики человека в ее единстве и архетип целостности внутри психики. По Юнгу, внутри нашей психики существуют сознательная и подсознательная части. Более того, внутри нее существует своего рода автономные центры или части — архетипы. В их число входят Эго, Персона, Тень, Анима и Анимус и т.д. Задача человека, стремящегося к гармонии с самим собой и осознанности — интеграция этих разрозненных частей вокруг некоего психологического центра — той самой Самости. Самость, помимо прочего, это отражение божественного в нас. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что в рамках юнгианской психологии Самость и Высшее Я — это синонимы.

В книге юнгианского аналитика Лайонела Корбетта «Священный котел. Психотерапия как духовная практика» (2011) я обнаружил текст, который великолепно описывает то, что происходит с человеком, испытывающим влияние транзитного или дирекционного Плутона на натальное Солнце или Луну. В особенности, если речь идет об аспектах соединения или оппозиции (которые ощущаются гораздо интенсивнее, нежели секстиль или тригон). Поскольку этот текст самодостаточен и полезен, позволим себе привести из него пространную цитату:

«Этапы духовного развития цикличны, а не линейны; мы можем снова и снова переживать один и тот же этап, но на разных уровнях.

Духовное развитие может начаться с постоянно усиливающейся тоски по духовному; мы начинаем понимать, что внутри нас есть нечто большее, чем наша повседневная (пусть даже вполне успешная и счастливая) жизнь, некий глубинный источник смысла. И хотя мы на время отвлекаемся от этого чувства, оно больше не позволяет нам жить, как раньше. Эта тоска возникает не по нашему желанию; она возникает помимо нашей воли. Порой это происходит без видимой причины или под действием нуминозного переживания, которое напоминает нам о существовании духовной реальности, или в период серьезного жизненного кризиса, требующего новой, трансцендентной перспективы. Эти переживания можно понимать как призывы трансперсональной Самости. Кто-то, услышав такой зов впервые, отвернется, но Самость будет звать снова и снова, а может быть, не позовет больше никогда. Традиционные верующие рассказывают мне о том, что демонические силы могут препятствовать духовному пробуждению, но, по моему мнению, на такое противостояние влияют психодинамические факторы личности. Сопротивление духовному пробуждению основано на беспокойстве о последствиях. Нам придется избавиться от существующего образа себя и столкнуться с нелицеприятной правдой. Возможно, надо будет пожертвовать временем, деньгами и энергией. Трудно признать, что гегемонии Эго пришел конец. У людей со страхом фрагментации или тех, чье самоощущение сильно зависит от статуса и успеха, процесс будет проходить еще тяжелее. Трудно прислушиваться к Самости, когда ты занят вопросами выживания.

Если человек откликается на зов, то ему нужно выстроить соответствующие отношения. Здесь и приходит время «очищения», т.е. необходимость встретиться с собственной тенью, такими аспектами личности, как ощущение собственной важности, собственнический инстинкт, жадность, страх и зависть. Исследовать эти трудности надо спокойно, сопереживая самому себе и тому, с кем ты находишься в терапевтических отношениях. Болезненные чувства не препятствуют духовному развитию, скорее, они указывают на те места, где необходимо работа; они обозначают входы в самые сокровенные уголки души. После пробуждения период очищения всегда переживается как мрачный и темный, и человек может почувствовать, что у него больше нет сил. Этот этап иногда продолжается годы, и человек все это время может посещать терапевта. Это время переоценки ценностей и убеждений, когда человек должен либо примкнуть к религиозной традиции, либо навсегда от нее отказаться.

Время идет, и нашей эмоциональной жизнью все меньше управляют былые обиды и раздражения, надобность защищать свое хрупкое «Я» исчезает. Мы становимся чувствительнее к страданиям и к окружающим. На этом этапе приходит осознание того, что наш образ самих себя не совпадает с нашей подлинной личностью. Все мы развиваем «ложную личность» в соответствии с требованиями и ожиданиями семьи и культуры — чтобы выжить, нам приходится притворяться. Возможно, именно семейные и социальные условия заставляют нас постоянно думать о деньгах, успехе и карьере. В итоге, мы отказываемся от навязанного нам образа.

<…> Зачастую в этот период неожиданно наступает «темная ночь души». Это понятие, описывающее духовный кризис, впервые использовал Святой Иоанн де ла Крус, монах-кармелит, живший в XVI веке. <…> Во время темной ночи надежда исчезает, нет ощущения присутствия, ты чувствуешь себя одиноким и потерянным. Эго страдает, но при этом ты должен продолжать выполнять свои повседневные обязанности. Часто случается, что мы способны помочь другим, но не себе. Темная ночь — болезненный период, когда Эго должно полностью сдаться, чтобы преобразование наших отношений к себе и Богу завершилось. В традиции мистического христианства этот период сопровождается чувством, что Бог оставил тебя, а молитвы бессмысленны. Традиционные молитвы и таинства утрачивают смысл и благотворную силу. Этот этап тяжек, но он считается сокрытым благословением, тяжелой проверкой веры, когда человек должен выйти за рамки концептуального мышления и перейти от обычной молитвы к созерцательной. Цель — уйти от личных забот к более тесной связи с божественным. Этот этап заканчивается духовным очищением души лишь для тех, кто уже продвинулся по духовному пути. Воля очищается, повсюду ощущается божественное присутствие и Божья любовь.

Само собой разумеется, что эти состояния могут быть не только у христиан, и описать их можно, используя другую образность. Они приходят ко всем из нас в форме экзистенциальных кризисов, когда вера в жизнь теряется. Подобно тому, как христианский мистик считает этот этап божественным даром, возможностью духовного развития, терапевт также может считать это переживанием, возникшим под влиянием Самости и необходимым для процесса индивидуации. Если терапевт понимает, что это архетипический или трансперсональный процесс, то он уже не будет воспринимать сложившуюся ситуацию как обыкновенную депрессию. <…> Если человек осознает, что пребывает в темной ночи, то он понимает и то, что это часть процесса развития. То есть Самость никуда не делась, она здесь, в форме болезненного состояния. С позиции глубинной психологии будем считать это аналогом понятия dues absconditus, незримого Бога. Это традиционное библейское понятие, указывающее на способность божественного таинственным образом скрываться. И вместо того, чтобы воспринимать это как наказание за неповиновение, психологический подход рассматривает такие болезненные состояния как призыв к повышению осознанности.

<…> Даже прорабатывая конкретные факторы, нужно помнить о том, что темная ночь души опосредована Самостью, призывающей человека пройти через трудный период и обрести смысл жизни. В эти моменты мы напрямую соприкасаемся с тайнами существования. Другими словами, темная ночь подразумевает свою особую цель (телос) для личности. …мы имеем дело с фундаментальным духовным кризисом. Темная ночь — это инициация, переход на новый уровень духовной осознанности, архитипически выраженный в мифах схождения в подземный мир…»


Источник: Корбетт Л. Священный котел. Психотерапия как духовная практика. — М., 2014. — С. 141-149. 

Copyright © Алексей Шлыков, 2023.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *